Проза Узелки Фотографии Гостевая На главную
Пьесы Ракурс Рисунки Форум Обо мне
Киносценарии Мозаика Тропинки Чат О вас

Мозаика

Фрагмент картины жизни.
Последний шаг разума - это признание того, что есть
бесконечность вещей, которая его превосходит.

Б. Паскаль.


Хотите познать сущность бытия? Нет ничего проще! В вашем распоряжении целых три пути достижения этой благородной цели - выбирайте и действуйте; инструкция по эксплуатации каждого приводится ниже.

Первое средство познания окружающего мира, самое дешевое, общедоступное, легкое в применении и при этом самое ненадежное, наводящее на ложные пути и подкладывающее разнообразных "свиней" дается нам с первых секунд существования - это органы чувств. Данные их полны иллюзорности. Все получаемые с их помощью сведения можно совершенно смело сливать в канализацию, т.к. все ощущения, из которых складывается наша картина мира, зависят от наших рецепторов или воспринимающих аппаратов.
Трудно вообще доказать, что дерево или дом существуют независимо от вас именно такими, как вы их воспринимаете. Сейчас они вам кажутся такими, а как бы они выглядели, если бы устройство ваших органов чувств было иным?
К тому же, все зависит от того, каким из органов чувств вы пользуетесь в данный момент. Например, один и тот же ток, пропущенный через язык, дает ощущение кислоты, пропущенный через глаз - ощущение красного или голубого цвета, через кожу - ощущение щекотания, а через слуховой нерв - ощущение звука!
Всё - обман. Строго говоря, звука как такового не существует: есть лишь волны, которые, действуя на слуховой аппарат, создают ощущение звука. Не существует как такового и света (или цвета), а есть поток квантов, определенным образом воздействующий на наши зрительные органы.
Чем богаты, тем и рады.

К объектам, закрытым для непосредственных ощущений, ведет вторая дорога, проходящая через бесплотный мир математических и логических абстракций. Как говорится в своде правил по применению, "принять внутрь и думать". На первых порах отвлеченное мышление неотделимо от чувственных представлений, но, постепенно развиваясь и усложняясь, оно производит свои операции уже в сфере идеальных, умопостигаемых структур. Причем обычный "здравый смысл", "рацио" оказывается на более высоком уровне столь же ненадежным, как и органы чувств - с этого момента владения обычной логики заканчиваются.
Не случайно французский философ Анри Бергсон назвал нашу привычную логику "логикой твердых тел". Она тесно связана с чувственными представлениями, и то, что невозможно наглядно себе представить, с ее точки зрения - ложно. А между тем современная физика микромира оперирует именно парадоксальными понятиями: что, например, может показаться абсурднее, чем утверждение, что перемещаясь, "атомные объекты не двигаются по траектории"?!
По словам английского физика Поля Дирака, квантовая теория строится главным образом на таких понятиях, которые "не могут быть объяснены с помощью известных понятий и даже не могут быть объяснены с адекватно словами вообще"! Столь же неуютно почувствовал себя рационализм и в своей старой крепости - математике, которую с античных времен считали каркасом естествознания. В начале ХХ века математику потряс своеобразный "кризис основ", вызванный обнаружением парадоксов и противоречий, к которым привели, казалось бы, бесспорные методы традиционной логики. А в 30-х годах венский логик Курт Гедель в своей знаменитой теореме о неполноте доказал, что даже среди простейших суждений об арифметике целых чисел имеются утверждения, которые в принципе нельзя ни доказать, ни опровергнуть!
В такое же противоречие с повседневным мышлением вступило и энштейновское понятие о времени. Нам кажется вполне естественным, что если бы материя полность исчезла, время и пространство продолжали бы существовать - осталась бы "теоретическая пустота", а часы и минуты шли бы своим чередом; ведь разве можно остановить время? На самом деле, как доказал Энштейн, с исчезновением материи исчезли бы и пространство и время! Словом, сама наука приводит человека к факту парадоксальной, сверхрассудочной структуры мира. То, что для здравого смысла несет в себе неустранимое противоречие, подтверждается в высшем типе физико-математического и философского мышления.
Завернуть и выбить чек? Рано радуетесь: по всей видимости, отвлеченное мышление уже в силу своей абстрактности не может дать окончательного и подлинного познания реальности...

Но выход есть! Что же представляет собой этот "третий путь познания"? Может, самопознание? Действительно, что может быть дано нам более непосредственно, чем наше собственное "Я"? Ведь мы узнаем о нем вовсе не через органы чувств и не через логические операции. Не случайно Декарт начинал свое размышление о бытии формулой "Cogito, ergo sum" - "Я мыслю, следовательно, существую". "Это, - по словам Сартра, - абсолютная истина сознания, познающего самого себя". Отвлеченное мышление здесь так же бессильно, как и органы чувств. Легче слепому объяснить свойства красного цвета, чем в рациональных терминах передать суть самосознания, которое открывается нам в непосредственном акте интуиции - наиболее глубинном и полном восприятии реальности, не исключающем, кстати, и первые две стороны познания.
Понятие интуиции существовало и в индийском и греческом умозрении, о ней говорили и в средневековье. Лейбниц называл ее "самым совершенным знанием". Гете говорил, что "бытие, расчлененное разумом, всегда дает остаток", выводя из этого необходимость интуиции. Фихте видел в ней прямой путь к познанию собственного "Я".
Кроме того, интуиция - это то, с помощью чего и порождается, и постигается искусство. Обращение к сверхсознанию человека, его способность прямого восприятия истины - вот что скрывается за этим словом!

Так что же вы растерялись? Все три пути познания мира - в вашем распоряжении ;)
© Людмила Хоменко Последнее обновление: 01.03.2006 Сайт основан: 01.06.2001
Hosted by uCoz