|
|
Мозаика
|
Фрагмент картины жизни.
|
|
Прикройте ладошкой правый глаз и посмотрите вокруг - все ли вы видите? А
теперь откройте оба глаза и отключите на время правое полушарие головного мозга. Держу пари -
первое понравилось вам больше ;)
Хотите узнать поразительные факты о своем зрении? Тогда включайте правое полушарие обратно
и читайте слева направо и сверху вниз.
Зрение - не мгновенный процесс. Чтобы рассмотреть рисунок и понять, что он изображает,
нужно некоторое время. Возьмем тахитаскоп - прибор, открывающий шторки, за которыми находится
картинка, в течение строго заданного времени, и проделаем с его помощью простой опыт, когда
экспериментатор, последовательно увеличивая время просмотра, предлагает испытуемому понять, что он
видит перед собой.
Здоровый человек, анализируя зрительную информацию двумя полушариями головного мозга,
опознает изображение в определенной последовательности. За 0,1 миллисекунды он вообще ничего не
увидит. Нужно продлить экспозицию до 0,2 - 0,3 мс, чтобы испытуемый мог увидеть простую вспышку
света. Рассматривая картинку еще 0,4 - 0,5 мс, можно заметить, что было что-то нарисовано, но что
именно, определить даже приблизительно еще не удается. Взглянув на кастрюлю, чайник, глобус в
течение следующих 0,7 - 1,0 мс, испытуемый обычно сообщает, что видел "что-то круглое". Еще 1,3 -
1,5 мс позволяет классифицировать объект как принадлежащий к какому-то классу: одежде, посуде,
овощам или животным. Точное однозначное опознание возможно лишь при внимательном изучении
изображения в течение следующих 1,8 - 2,5 миллисекунды.
Долгое время считалось, что в зрительных функциях оба полушария участвуют на равных - при
повреждении одного из них зрение у человека практически не изменяется. Как бы не так! Опыты в
неблагоприятных условиях в виде сокращенного до минимума времени, отпущенного для знакомства с
изображением, дают удивительные результаты.
Полушария головного мозга смотрят на мир через одни и те же окна - наши глаза, но делают далеко не
одинаковые заключения. Правое полушарие ищет индивидуальные черты предмета, а левое его
классифицирует. Благодаря левому полушарию мы объединяем общим понятием "стол" такие мало
похожие предметы, как большой обеденный стол и маленький складной столик на трех ножках. В том, что
мы всех собак воспринимаем именно как собак, к какой бы породе они не относились, заслуга левого
полушария. Зато найти на вешалке собственное пальто среди десятков чужих нам помогает правое
полушарие, способное замечать индивидуальные черты предмета.
Правополушарный человек, успевший за короткое время рассмотреть одну-две детали
предмета, например, носик чайника, узнает его, но это совершенно не поможет ему догадаться,
что на картинке изображен именно чайник. После многократного детального рассмотрения предмет будет
правильно назван, но только лишь когда человек рассмотрит все или почти все детали рисунка.
Вот какой путь проделал один правополушарный испытуемый, многократно возвращаясь к мельком
показываемой картинке с велосипедом: "Что-то было: колесо: кобура: Нет, не кобура, а сиденье:
оглобля:нет, перекладина:Еще: руль:.фонарь:Не знаю, покажите еще:Руль, но не круглый: Это не
автомобиль: Здесь еще одно колесо: Всего два колеса, сиденье и руль: Форма, как у самоката: Педаль:
Нет, больше колес нет:Все! Я узнал - мотоцикл! Нет, не мотоцикл: Еще спицы в колесе: Точно, это
велосипед!"
13 раз испытуемому пришлось взглянуть на изображение. Несколько раз возвращаться для пересчета
колес, заметить даже спицы, чтобы, наконец-то, опознать велосипед! Правое полушарие - педант. Оно
не "шарит" по изображение где придется, а движется по периметру рисунка, лишь изредка заглядывая
внутрь на его броские части. Просмотр деталей - необходимое условие для опознания картинки правым
полушарием. Отсутствие любого, даже малозначительного признака предмета вызывает сильные
затруднения.
Мало того, рассматривая рисунок, правое полушарие полностью игнорирует характер взаимного
расположения его деталей. Правополушарный человек ничуть не смущается, если печная труба, как
ствол боевого орудия, торчит из стены дома, окна расположены на крыше, а входная дверь - на уровне
третьего этажа. Важно, чтобы все детали присутствовали, неважно - где.
На совершенно иных принципах основан зрительный анализ левополушарного человека.
Левое полушарие не любит проверять первоначальное впечатление и, как правило, собственных ошибок не
замечает. Зато оно склонно делать широкие обобщения: мельком взглянув на картинку и
рассмотрев на ней всего одну деталь, левополушарный человек тем не менее заявляет: "что-то из
мебели", "из кухонной утвари", "какой-то зверь". Процесс опознания состоит из постоянного
выдвижения никак не связанных гипотез и их отбрасывания.
При первом знакомстве с изображением очков, обратив внимание на круглые стекла, такой человек
оценит их абсолютно неправильно: "Колеса! Это какой-то транспорт". При втором рассмотрении были
замечены дужки очков: "Дуга, как у троллейбуса! Это электрический транспорт". При следующем
просмотре те же дужки восприняты как оглобли: "Телега!". Наконец последний взгляд, и рисунок оценен
правильно: "Это медицинский предмет типа очков".
Левополушарный человек - верхогляд. Не умея или ленясь произвести скурпулезный анализ изображения,
он старается "выхватить" наиболее броскую деталь и на ее основе сделать заключение.
Затруднения в выделении индивидуальных признаков приводят к потере способности узнавать человека в
лицо. Встречаются больные со столь резко выраженными дефектами, что они не в состоянии узнать жену,
детей, родителей и даже себя в зеркале! Одна больная, например, принимала морду собаки за лицо
лечащего врача, хотя никаких психических отклонений у нее и в помине не было - только дефект
зрения. Другой больной при взгляде на портрет Пушкина сказал: "Не из писателей ли? Волосы курчавые,
как у Пушкина: Не знаю кто". Таким людям особенно трудно запоминать новых знакомых. Опознание
удается лишь по косвенным признакам: росту, цвету волос, глаз, прическе, платочку в кармане,
заколке в волосах и т.п.
Особенно интересные результаты наблюдаются при полной инактивации правого
полушария головного мозга. Такой человек как бы забывает, где у него руки и ноги, теряет
представление о понятиях "левый" и "правый". При выключении правого полушария люди иногда перестают
замечать то, что находится слева. Если спросить испытуемого, что находится на картине, находящейся
у него перед глазами, он расскажет только о том, что находится в ее центре и справа (в отличие от
одноглазого человека с включенными обоими полушариями, который, как ни странно, видеть будет всё!)
Рисуя сам, испытуемый займет только правую часть бумаги - левые части изображения будут
недорисованными. В раскрытой книге испытуемый прочтет только правую страницу. Звук, раздавшийся
слева, он воспримет как прозвучавший справа. На оклик слева испытуемый поворачивает голову вправо,
но, никого там не обнаружив, запрокидывает ее вверх, пытаясь таким образом увидеть окликнувшего
человека. Откуда бы звук ни раздавался, он всегда будет казаться ему в той или иной степени
смещенным вправо. Несмотря на здоровые уши и слуховые нервы, услышать звук слева такой человек
совершенно не в состоянии.
На основании подобных опытов был сделано одно очень любопытное предположение о том, что
зрительная информация, поступающая в левое полушарие из правой части пространства,
перекодируется в речевые сигналы, а информация из левой части пространства поступает в правое
полушарие и перекодируется в пространственно-временные образы.
Под этим углом зрения были проанализированы древнерусские иконы XIV - XVI веков,
которые, как правило, содержат элементы текстов. Композиция случайно отобранных 63 икон была
асимметричной, при этом в 58 из них смысловой центр изображения, фигуры или лики святых
располагались в левой части икон, а надписи, изображения пергаментных свитков и книг - в правой.
Заметьте, дизайн этого сайта подчиняется точно таким же правилам - удобного вам созерцания!
|
|
|
|